Дистанционное обучение

Сведения об образовательной организации

Реализация национальных проектов "Образование" и "Демография"

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2020 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Методические разработки arrow Речевые игры как средство развития дикции
Речевые игры как средство развития дикции Печать
Автор Дмитриева М.Б.   
01.12.2019 г.

Речевые и музыкально-речевые игры как средство развития дикции у дошкольников на занятиях эстрадным вокалом

Дмитриева М.Б.

Слово «дикция» (от лат. dictio – произношение) трактуется как четкое и ясное произношение слов и слогов в речи, пении, декламации. Значение дикции в эстрадном вокале нельзя недооценивать, поскольку именно дикция является основным средством донесения текстового содержания вокального произведения, а также одним из важнейших средств художественной выразительности при раскрытии художественного образа. 

Речевые и музыкально-речевые игры как средство развития дикции у дошкольников на занятиях эстрадным вокалом
Слово «дикция» (от лат. dictio – произношение) трактуется как четкое и ясное произношение слов и слогов в речи, пении, декламации. Значение дикции в эстрадном вокале нельзя недооценивать, поскольку именно дикция является основным средством донесения текстового содержания вокального произведения, а также одним из важнейших средств художественной выразительности при раскрытии художественного образа.  

В последнее время, к сожалению, наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих, нарушения и отклонения в развитии речи, а также проблемы с дикцией. Причин этому немало: плохая наследственность, неблагоприятные социально-бытовые условия, всевозможные патологии и т.д. Встретить в настоящее время «чисто говорящего» и «выговаривающего все звуки» дошкольника можно не часто. Тем не менее, именно в возрасте до 6 лет, по мнению ученых, возможно интенсивное формирование дикции и развитие всех сторон речи ребенка.

Развитию речи дошкольника может способствовать музыкальная деятельность, а именно занятие пением, в том числе эстрадным вокалом. Обычно дети любят петь, испытывают удовольствие от коллективного и сольного исполнения понравившегося музыкального произведения. Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, целесообразно использование разнообразных речевых и музыкально-речевых игр для развития дикции на уроках эстрадным вокалом с дошкольниками.

Остановлюсь на личном опыте работы с детьми 4-6 лет, которые занимаются в вокальном объединении «Семицветик» МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара. Хочется сразу отметить, что никакого специального отбора детей в объединение не производится, сюда принимаются все желающие дети от 4 лет. Занятия проходят в групповой форме, в группе одновременно занимаются до 15 человек.

С первых же занятий приходится сталкиваться с проблемой отсутствия у большинства дошкольников четкой, ясной речи, которая необходима для исполнения детских эстрадных песен. Именно поэтому речевые и музыкально-речевые игры-упражнения для развития дикции, артикуляционного аппарата занимают ведущее место на первом году обучения. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Каждое занятие с детьми традиционно начинается с артикуляционной игры-гимнастики (метод В.В.Емельянова), позволяющей активизировать речевой аппарат, снимать напряженность и скованность артикуляционных мышц. Для того, чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, рассказываем сказку о «язычке-путешественнике», которому стало тесно в своем «домике-замке» (толкаем язычком в правую и левую щеку, верхнюю и нижнюю губу) и он решил прогуляться (кусаем кончик язычка, затем весь язык). Зубы-стражники заметили отсутствие язычка и вернули его в домик, закрыв двери на замки (кусаем нижнюю и верхнюю губу). Они еще раз проверили, насколько хорошо закрыты двери в замке (широко улыбаемся, показываем верхние и нижние зубы). Язычок был очень шустрый и резво бегал по домику (круговые движения язычком в одну и другую сторону). Стражники пытались поймать язычок (кусаем язык боковыми зубами) и очень удивлялись тому, какой язычок шустрый (поднимаем брови, делаем удивленное лицо) и обижались, что никак не могут сладить с маленьким проказником (хмурим брови, делаем обиженное лицо). Наконец, язычку-путешественнику все-таки удалось выбраться из своего домика, и ему захотелось поскорее рассказать всем много интересных историй, сказок, стихов, скороговорок.

После завершения игры-гимнастики сразу переходим на речевую игру-упражнение, которая предусматривает четкое и выразительное чтение детского стихотворения. Данная речевая игра позволяет легко и непринужденно развивать у дошкольников интонационную выразительность речи, воспитывать чувство ритма и темпа, развивать артикуляционный аппарат, улучшать дикцию. На начальном этапе предлагаю детям стихотворение «Коза-дереза», которое обычно вызывает интерес и очень нравится дошкольникам. Каждую строчку сначала произносит педагог, затем повторяют учащиеся хором.

- Идет коза (учитель)
- Идет коза (повторяют дети)
Коза-дереза (учитель)
- Коза-дереза (дети)
За-за-за (учитель)
За-за-за (дети)
Большие глаза (учитель)
Большие глаза (дети)
У козы-дерезы (учитель)
У козы-дерезы (дети)
Зы-зы-зы (учитель)
Зы-зы-зы (дети)

После того как стихотворение произносится дошкольниками четко и уверенно, начинаем работать над выразительтностью речи, развитием тембра и динамики голоса. Произносим стихотворение со сменой динамического диапазона голоса: тихо» (чтобы не разбудить козу)  и «громко» (чтобы все услышали), меняя регистр голоса: «высоко» (рассказывают белочки и птички)  и «низко»  (рассказ волка и медведя), меняя темп: «быстро» (убегаем от кого-то или спешим на поезд), «медленно» (крадемся как шпионы, ползем как черепахи).

Также положительное воздействие на развитие дикции у дошкольников оказывают речевые и музыкально-речевые игры с использованием массажных мячиков. «Пупырчатая» поверхность мячика, воздействуя на нервные окончания, положительно влияет на общее самочувствие ребенка и развитие речевых способностей. В музыкально-речевой игре с массажными мячиками дошкольники развивают не только дикцию, но и тренируют моторику, развивают интонационную выразительность речи, знакомятся с тембровым разнообразием голосов.

Одна из игр в работе с детьми на музыкальных занятиях с применением массажного мячика – игра «Колобок» (по мотивам одноименной известной русской народной сказки). Данная игра изначально представляла собой только прочтение стихотворения в совокупности с массажем. Вторая, «музыкальная» часть игры, была придумана совместно с детьми в процессе занятий. Остановимся на данной музыкально-речевой игре подробнее. Проводится игра с применением не только массажного мячика, но и фортепиано.

Дети хором (на начальном этапе с помощью педагога), держа в руках массажные мячики, произносят следующие строки:
Мы лепили колобок, колобок – румяный бок (сжимают и разжимают мячик).
Мы его катали, в печке выпекали (катают мячик между ладонями).
Колобок лежал-лежал (держа мячик между ладонями, подносят к одному и другому уху),
Потом взял и убежал («прокатывают» мячик по одной руке от кисти до локтя, затем также по другой руке).
Далее педагог обращается к детям:
Катится колобок по лесной дорожке, а навстречу ему...  Кто?
Дети: Заяц!
Педагог: Каким голосом говорит заяц: низким, высоким, средним?
Дети: Средним!
Педагог: Что скажет заяц колобку? Как он скажет? Давайте представим, что мы зайчики и споем его слова!
Дети: Колобок-колобок, я тебя съем (пропевают в среднем регистре, на слове «съем» крепко сжимают массажный мячик).
Педагог: Что ответит колобок зайчику?
Дети: Не ешь меня, заяц. Послушай лучше, я тебе песенку спою!
Педагог: Давайте споем песенку колобка в среднем регистре.
Дети: Я колобок-колобок, колобок-румяный бок... (пропевают в среднем регистре).
Педагог: И покатился колобок дальше, только его заяц и видел...

Так пересказывается вся сказка про колобка, который на своем пути встречается с волком, медведем и лисой. Песенка каждого героя поется в соответствующем ему регистре.

Применение речевых и музыкально-речевых игр на занятиях эстрадным вокалом с детьми дошкольного возраста положительно влияет на развитие дикции у дошкольников, позволяет в непринужденной форме добиваться положительных результатов в устранении речевых дефектов. И самое, пожалуй, главное, применение речевых и музыкально-речевых игр в процессе работы с дошкольниками, побуждая детей к активному творчеству, позволяет сделать  занятия увлекательными, интересными и любимыми у детей.

 
« Пред.   След. »
© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара