Дистанционное обучение

Сведения об образовательной организации

Реализация национальных проектов "Образование" и "Демография"

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2020 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Методические разработки arrow Музыкальная тетрадь как средство развития
Музыкальная тетрадь как средство развития Печать
Автор М.Б. Дмитриева   
01.12.2019 г.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

УДК 784
М.Б. Дмитриева
к.п.н., педагог дополнит. образования
МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара,
г. Самара, РФ
Е-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития творческой направленности у младших школьников на уроках эстрадного вокала; показано взаимодействие различных видов музыкального фантазирования; представлены разработанные автором творческие задания из «Музыкальной тетради».
Ключевые слова: творческая направленность, музыкальное фантазирование, творческие задания.

Все чаще в современной действительности мы встречаемся с такими  словами, как: «креативность», «творческий подход», «дивергентное мышление» и т.п. Действительно, творчество пронизывает всю жизнь современного человека: от дизайна и внешнего облика предметов повседневной жизни до креативных находок в служебной деятельности. Отчего же в настоящее время во всем и везде приветствуется именно творческий подход?

Мы живем в период непрерывного прогресса. Каждый новый день запоминается не только новыми впечатлениями, но и новыми техническими достижениями. Человек, не успевающий сориентироваться в этих процессах, часто оказывается не приспособленным к существующим условиям жизни. В такой ситуации лишь творчески настроенные люди, воспринимающие жизнь как непрерывный процесс творчества, успевают идти «в ногу со временем» и жить сегодняшним днем. Таким образом, важно с детских лет развивать творческое начало в каждом ребенке, поскольку именно творческая деятельность позволяет раскрыть индивидуальность, проявить способности, быть более активным.

В детском возрасте творческое развитие ребенка характеризуется творческой направленностью, которую можно определить как возрастное проявление творческих способностей, как свойство личности ребенка, обусловленное природными задатками, и как качество личности, развитие которого зависит от педагогической установки на творческое освоение опыта предыдущих поколений. Одним из главных источников активизации творческой направленности детей является музыкальная деятельность, в том числе занятия эстрадным вокалом в учреждениях дополнительного образования.

Развитию творческой направленности младших школьников в классе эстрадного вокала способствуют занятия различными видами музыкального фантазирования: графическим, пластическим, ритмическим, тембровым, вербальным, мелодическим. Все виды музыкального фантазирования могут успешно использоваться в работе с младшими школьниками и могут взаимодействовать. Объединить виды музыкального фантазирования помогла специально разработанная «Музыкальная тетрадь», которая представляет собой пособие для работы с учащимися младших классов и включает различные творческие задания на виды музыкального фантазирования.
Занятия по «Музыкальной тетради»  предполагают как работу на уроке, так и выполнение небольших домашних творческих заданий. Все задания даны в игровой форме, а порой, любимой детьми сказочной форме, что способствует снятию напряжения, пробуждению интереса детей, их активности, заинтересованности, увлеченности процессом занятий. Наличие иллюстраций в «черно-белом» варианте превращает заполнение тетради в увлекательное для детей занятие, ндивидуализирует каждую тетрадь, делая ее поистине творческой. А для педагога – это дополнительная возможность охарактеризовать психологическое состояние ученика и построить соответствующим образом свою работу.

Лучше понять, что же такое «Музыкальная тетрадь», помогут сами задания. Приведем примеры некоторых. Одно из первых заданий в «Музыкальной тетради» предлагает детям нарисовать собственный портрет. Это своего рода тест, позволяющий лучше узнать ученика. Портреты, как правило, оказываются разными и отражают черты характера каждого ребенка. Эстетические изображения принадлежат детям, имеющим художественные способности и развитую фантазию; схематичные изображения характерны для детей «интеллектуального склада»; реалистичные изображения соответствуют аналитическому когнитивному стилю и т.д. Задание-игра «Джунгли» направлено на развитие у детей дикции, чувства ритма, артистизма. Задание включает в себя такие виды фантазирования, как тембровое, пластическое, ритмическое, мелодическое. В игре детям предлагается пофантазировать и изобразить голосом звуки джунглей, пластикой движений и ритмически – встреченных животных, а затем с помощью голоса (или детских музыкальных инструментов) передать характер наиболее понравившихся персонажей. В задании-игре «Портрет домащнего любимца» ребенку предлагается нарисовать портрет домашнего животного, кратко описать его характер, повадки, а затем сочинить и исполнить три небольшие песенки: любимец играет; любимец просит есть; он устал и засыпает. Задание способствует развитию вокальных навыков, творческому самовыражению и задействует несколько видов фантазирования (графическое, вербальное и мелодическое). Следует отметить, что каждый педагог, включив свою фантазию, всегда может продолжить «Музыкальную тетрадь», дополнив ее собственными творческими заданиями.

Музыкальное фантазирование на занятии эстрадным вокалом  для младших школьников – увлекательная игра, длящаяся пять-восемь минут. Главный смысл этой игры – погружение детей в процесс творчества и создание у них творческого состояния, распространяющегося на все последующее время урока. Ребенок – субьект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело педагога – постраться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача.

© M.Б. Дмитриева, 2018

 
« Пред.   След. »
© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара