Дистанционное обучение

Сведения об образовательной организации

Реализация национальных проектов "Образование" и "Демография"

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2020 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Методические разработки arrow Система опережающего развития
Система опережающего развития Печать
Автор ЦВР Поиск   
29.04.2019 г.
Система опережающего развития в области профессиональной квалификации педагогических работников через распространение передового опыта

Родионова Елена Евгеньевна
методист МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара К передовому педагогическому опыту, рассматривая его в узком и строгом смысле, относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Такой опыт называют новаторским. Он ценен, так как открывает  новые пути в педагогической практике и науке. Новаторский опыт подлежит глубокому изучению, анализу, обобщению и, как следствие, распространению.
Между мастерством и новаторством порой трудно провести границу, так как овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается. Находя и используя всё новые подходы к обучению, он эффективно сочетает старое и новое и  постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику образовательных учреждений положительный педагогический  необходимо.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса».
    В идеале, педагогический опыт, это мастерство, которое дает стабильно высокие результаты:
•    в обучении и воспитании учащихся;
•    в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя;
•    в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.    
Педагогический опыт, это педагогическая практика, в которой творчески используются теоретические знания, реализуются профессиональные «находки» и прокладывается дорога к новому, неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.
    Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
1.    использование «образца» результативной работы у педагогов- практиков;
2.    практическое использование научных исследований ученых;
3.    собственные педагогические находки.

Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта позволяет улучшать качество работы. В МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара такая работа осуществляется в различных формах. Представим наиболее популярные.
•    Устная пропаганда и ознакомление коллег с личным передовым опытом осуществляется путем выступлений перед педагогическим коллективом. Чаще всего это происходит на педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических конференциях, педагогических чтениях. В рамках работы методических объединений педагогические работники центра имеют возможность не только познакомиться с интересным опытом коллег, но и в дискуссионной форме «уточнить правильность своего поискового пути».
•    Печатная пропаганда и ознакомление коллег с личным передовым опытом осуществляется через публикации сборников материалов конференций, организуемых ЦВР «Поиск» (ежегодно в сборнике материалов региональной конференции «Общечеловеческие ценности в поликультурном пространстве» печатаются все ее участники, среди которых непременно есть и педагогические работники центра); распространение передового опыта проходит через публикации в сборниках других конференций, проводимых различными организациями (ежегодное участие педагогических работников Центра с дальнейшей публикацией достигает 10-15% ежегодно); передовой опыт распространяется через публикации на сайте учреждения; передовой опыт отражается в областной газете «Образование: Самарский регион» и других периодических изданиях; организуются методические выставки. Для пропаганды опыта готовятся «книжки-раскладушки», удобные для использования на районных (городских, областных) педагогических чтениях, конференциях и т. д.
•    Практический показ. Это форма распространения передового опыта пользуется популярностью в педагогическом сообществе Самары. Презентация передового опыта осуществляется на открытых занятиях и мастер-классах. Их эффективность как средства пропаганды опыта высока, так как всегда целевая установка четко сформулирована и заранее доведена до сведения слушателей.
Популярностью среди педагогов Центра являются мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству.
Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства позволяет говорить о многочисленных примерах реализации педагогами эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров.
В ЦВР «Поиск» созданы условия для передачи педагогических находок педагогов-мастеров, новаторов на основе профессионального общения, ознакомления и изучения эффективного опыта работы. Ежегодно проводимые мастер-классы помогли включить в образовательный процесс коллег из других учреждений новые технологии, ранее не знакомые не только обучающимся, но и педагогическим работникам. Только в этом учебном году на мастер-классах  были раскрыты возможности изучения таких технологий, как  крейзивул, нунофилтинг. Это способствует повышению мотивации обучающихся.

•    Обучение на семинарах осуществляется на заседаниях «Школы познания». Она собирает в круг заинтересованных в развитии своего педагогического мастерства всех желающих. Каждое заседание направлено на углубление теоретической и методической подготовки, ведь они являются важнейшим условием повышения воспитательного потенциала образовательного учреждения.
В результате, в ЦВР «Поиск» была создана система опережающего развития профессиональной квалификации педагогических работников через изучение и распространение передового опыта. Переход к компетентностному образованию обучающихся потребовало сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней самой как целостности. Резульатом стали следующие изменения:
·    в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций современного специалиста);
·    в содержании обучения (от предметной информации, мало связанной с практикой, к системной ориентировочной основе компетентных практических действий и поступков);
·    в педагогической деятельности педагога (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу педагога и учащегося);
·    в деятельности обучающегося (от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры);
·    в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к инновационным педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и учащихся, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности);
·    в образовательной среде как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательного заведения (внутренний контекст деятельности педагогического коллектива и администрации ЦВР «Поиск»);
·    в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением города, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром в целом (внешний контекст образовательной деятельности);
·    в уровне финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности реформируемой системы образования.
В связи с повышением уровня профессиональных компетенций педагогов повысилась и результативность деятельности образовательного учреждения, улучшилось качество получаемого учащимися образования.
 
« Пред.   След. »
© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара