Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Журнал arrow Выпуск №23 (октябрь 2012) arrow Школьные реформы: продуктивность или формализм
Школьные реформы: продуктивность или формализм Печать
Автор Абрам Модестович Зайцев   
12.10.2012 г.

О том, что образовательная система должна постоянно обновляться, говорят сегодня на всех уровнях. Однако при этом большинство школьных реформ, которые предлагаются (и даже реализуются) в разных странах мира, получило негативную оценку как учащихся и их родителей, так преподавателей.

Эту ситуацию можно комментировать двояко. Например, с точки зрения государственной политики, базовая школа является первым уровнем образовательной системы, для некоторых учеников – единственным этапом образования. Соответственно, необходимо сделать этот общественный институт как можно менее обременительным для бюджета и при этом максимально практичным и универсальным. В идеале школа должна обеспечивать выпускников не только базовыми знаниями, но также и первичными профессиональными навыками (профильное образование). При этом для учащихся с высоким интеллектуальным потенциалом школа должна давать достаточную базу знаний для поступления в учебные заведения более высокого уровня. Однако одновременное выполнение всех этих функций практически невозможно, что и приводит к периодическим реформам школьного образования.

С точки зрения педагогов, школа должна быть институтом, который позволит учащимся получать необходимый базовый уровень знаний, умений и навыков, необходимый для дальнейшей социализации гражданина. При этом обеспечить этот базовый уровень возможно только при продуманных учебных планах, распределении предметов и оптимальной заполняемости классов. Так, очевидно, что английский язык, преподаваемый одновременно для 40 учеников, не позволит каждому из них получить необходимые практические навыки. В свою очередь, экономика или социология, то есть, предметы, которые допустимо преподавать в многочисленных группах, в лекционной форме для школьников будут слишком сложны из-за возрастных особенностей учащихся: дети до определённого возраста не умеют продолжительное время сохранять направленное внимание.

С точки зрения родителей, школа должна выполнять не только сугубо образовательные, но и воспитательные функции: ребёнок должен научиться взаимодействовать в социуме, получить определённый базовый набор знаний и при этом не обременять своими заботами родителей.

В свою очередь, выполнение этих требований, особенно при минимизации  бюджета школ, практически немыслимо, ведь школьное образование опирается на навыки учащихся, которые уже должны быть сформированы к моменту поступления в первый класс: умение вести себя (то есть, преодолевать собственные сиюминутные желания в пользу общественных требований), умение принудительно концентрировать своё внимание на заданном извне предмете, трудолюбие. Кроме того, ребёнок должен быть изначально мотивирован на познание, что требует от родителей большой дошкольной подготовки ребёнка.

Школа может выполнять свои функции и по образованию, и по воспитанию детей, даже при отсутствии базовых знаний, однако лишь в том случае, если количество учеников в классе не будет превышать 7-10 человек. Лишь в средних и малых группах учитель в состоянии реализовывать задачи воспитательного характера, уделять достаточно времени каждому ученику. И если изучается английский язык, то учитель в такой группе сможет не только услышать ответ каждого ученика, но и подкорректировать произношение, а если изучается история или экономика, то учитель сможет ответить на все сопутствующие вопросы своих учеников и «встроить» изучаемую тему не только в информационный багаж своих учеников, но и в их мировоззрение. Однако уменьшение количества учеников в классе требует слишком больших бюджетных затрат, чтобы общеобразовательные школы могли на это пойти. Результат – формализация среднего образования в целом.

 
« Пред.   След. »
Внимание!
Информация в статьях данного раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой МОУ ДОД ЦВР "Поиск" г.о. Самара. Мнение сотрудников и администрации центра "Поиск" может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела.
Методические разработки | Журнал | Карта сайта | Ссылки | Контакты

Информация от Google


© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара