Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Журнал arrow Выпуск №23 (октябрь 2012) arrow Вашему ребенку неинтересно с репетитором. Почему?
Вашему ребенку неинтересно с репетитором. Почему? Печать
Автор Поля Смыслова   
09.10.2012 г.

После нескольких занятий с репетитором дочка говорит: «Мам, ну я не хочу больше заниматься. Давай откажемся. Скучаю, сплю, не интересно». Ответственный родитель не бросается сразу в крайности: либо отругать ребенка, либо пойти у него на поводу.

Первый вопрос: почему? Как проходят занятия? Сколько времени учитель объясняет, сколько спрашивает, сколько времени длится самостоятельная работа? Что тебя не устраивает? Из-за чего ты спишь/раздражаешься/устаешь? И так далее – нужен обстоятельный разговор подростком. Соберете информацию для размышления, тогда уже принимайте решения и начинайте действовать. Есть три основных причины, почему взрослый и ребенок «не сошлись характерами».

Репетитор не является высококлассным профессионалом. Дает противоречивую информацию: например, на одном занятии утверждает, что ударение в слове «созвонИмся» на третьем слоге, а на другом занятии – на втором («созвОнимся). С точки зрения авторов ЕГЭ, правильно первое. (Но различные толкования одного и того же явления будут свидетельством широты кругозора педагога, если это касается философских, мировоззренческих вопросов). Опаздывает. Хандрит, срывает плохое настроение на ребенке, потом извиняется, но трудовой энтузиазм у подростка уже пропал. Постоянно критикует, ругает, мало хвалит, тем самым снижая мотивацию к изучению предмета. Педагог-профи не будет хвалить ни за что, но он всегда найдет положительную черту личности, ступеньку в знаниях, которыми уже овладел ученик.
Очень часто такое неприятие связано с различием в психических процессах, нестыковка в ведущих каналах восприятия информации.

С внешним миром человека связывает пять основных органов чувств (и шестое чувство – интуиция, Аристотель был автором этой идеи), обычно у каждой персоны ведущим является какой-то один. Существуют аудиалы (слуховое восприятие, отличный музыкальный слух часто сопровождает такую особенность), визуалы (человек опирается главным образом на зрение, зрительные образы), кинестетики (тактильные ощущения, движения способствуют пониманию и запоминанию информации) и смешанный тип. Вот встретились репетитор-визуал, ученик-аудиал: учитель рисует схему/формулу, достаточно сухо, кратко рассказывает о сущности явления, потому что для него и так все ясно: «понял?» А ученик мало что понял, еще меньше запомнил; ему нужен образный рассказ, чтобы он мог представить себе изучаемое явление, закрепить его через звуковые ритмы. Ученику-аудиалу интересно СЛУШАТЬ, ГОВОРИТЬ, а не видеть. Возможны и иные нестыковки… Искра божия вылетает, если в паре оказались люди с одним типом ведущего канала восприятия. Отсюда для родителей важный вывод: если вам порекомендовали «отличного репетитора», который подтянул по английскому нерадивого троечника соседей, это не значит, что ваш ребенок тоже сможет выйти на уровень беглого чтения и бойкого рассказа.

Если вы обнаружили подобную ситуацию с репетитором, совсем не обязательно отказываться от его услуг: можно обратить внимание педагога на психологические характеристики вашего начинающего гения, обсудить с ним возможные варианты предъявления учебного материала. Молодые педагоги имеют представления о такого типа различиях, но не обращают на них внимания, а люди старшего возраста не всегда знают о подобных вещах (до конца 90-х годов курс психологии в педагогических вузах был урезан). Подстроиться под ученика репетитор сумеет.

Третьей причиной может быть несовпадение в типах мыслительной деятельности. При обработке и изложении информации старшее поколение пользуется логическими выводами, обоснованиями, чтобы понимать, педагогу нужно выстроить определенную логическую цепочку. А молодежь компьютерной эпохи чаще имеет ассоциативное мышление, где связи между фактами, понятиями устанавливаются произвольно, это мышление образами, «этикетками» (когда человек для себя знает, а объяснить не может). Мозаичный (клиповый) способ мышления позволяет рассортировать в голове огромную кучу информации, в этом его плюс. Но репетитор требует от ученика повторить изложенное (лучше своими словами), а у компьютерного гения нет подходящих слов. Учитель делает вывод: не знает, снова выстраивать логическую цепочку из фактов. Ребенок сидит-скучает. Потом говорит родителям: «надоело, не хочу заниматься». Причем любопытно, что решить тестовое задание при этом типе мышления не составляет труда, если ученик читал, слушал, учил - срабатывает ассоциация, а написать пространное изложение (эссе) – беда! Разумные родители должны втолковать чаду, что он обладает некоторым превосходством над учителем старшего возраста – он имеет возможность овладеть логическими построениями, дополнив свой основной способ интеллектуальной деятельности. Для этого нужно продолжить занятия, быть внимательным и собранным, а не позволять себе лениться. Вот педагог не может начать мыслить образами, а ты можешь стать обладателем сразу двух типов мышления. Для делового общения, для социально ориентированных профессий, творческих решений – это преимущество.

 
« Пред.   След. »
Внимание!
Информация в статьях данного раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой МОУ ДОД ЦВР "Поиск" г.о. Самара. Мнение сотрудников и администрации центра "Поиск" может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела.
Методические разработки | Журнал | Карта сайта | Ссылки | Контакты

Информация от Google


© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара