Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Статьи arrow Образование arrow Системность деятельности в процессе развития творческих способностей старшеклассников
Системность деятельности в процессе развития творческих способностей старшеклассников Печать
Автор Administrator   
30.01.2010 г.

В проблеме развития творческих способностей учащихся можно выделить аспект, ответственный за формирование активных действий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие в гармоничном сочетании с практическими активными действиями. 

В проблеме развития творческих способностей учащихся можно выделить аспект, ответственный за формирование активных действий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие в гармоничном сочетании с практическими активными действиями. Решение этой задачи требует перестройки состава потребностей учащихся, среди которых главной становится потребность в творчестве. Формирование этой потребности предлагается осуществлять через научение учащегося основам самоорганизации личности, так как самоорганизация является основой развития и реализации потенциальных возможностей человека. Такое научение возможно при замене вербальных методов обучения методами, предполагающими активную творческую деятельность, организованную так, чтобы обеспечить усвоение учащимися таких умений самоорганизации личности как целеполагание, планирование деятельности, быстрота принятия решений и ответственность за них, критичность оценки результатов собственных действий. Иначе говоря, требуется научение учащихся системной деятельности, под которой подразумевают использование совокупности взаимосвязанных алгоритмических и аналитических процедур, облегчающих человеку анализ сложных ситуаций, предваряющих выбор как цели так и способов ее достижения.

Потребность в системной деятельности возникает при соприкосновении со сложностью реальных явлений. При этом существенно то, что разделение на простое и сложное в достаточной мере условно и в значительной мере определяется возможностями познающего действительность человека. Задача системной деятельности в том и состоит, чтобы превращать сложное, т.е. непонятное, в простое, иначе говоря, объяснимое. Сказанное приводит к мысли о том, что организацию самостоятельной деятельности в учении с целью формирования творческих способностей личности нужно осуществлять в направлении, обеспечивающем максимальное усвоение умений и навыков системности.

В докладе предлагается методика формирования системной учебной деятельности через научение студентов системно-ориентированному методу познания при включении в обучение новых информационных технологий, среди которых выделен вычислительный эксперимент.

Обучение знаниям, умениям и навыкам реализации вычислительного эксперимента осуществлялось нами в условиях лабораторного практикума в комплексе с соответствующим натурным экспериментом. Такое комплексное применение различных методов познания приводило к специфической постановке проблемы алгоритмизации как одного из компонентов учебной деятельности. В учебном процессе эта проблема актуализирует необходимость донесения до каждого учащегося понимания того, что никакой компьютер не способен подменить собой творческую человеческую мысль, так как он позволяет лучше, быстрее, качественнее решить поставленную перед ним задачу, но поставить задачу может только работающий с компьютером человек, и только человек несет ответственность за полученный совместно с компьютером результат. Учащийся должен понять, что специалист, владеющий приемами новой информационной технологии, — творческая личность, ведущая интеллектуальную деятельность, и что системность этой деятельности определяется в первую очередь высшей степенью алгоритмичности.

Термин «мыслить алгоритмически» всегда обозначал соблюдение причинно-следственных связей. Появление новых информационных технологий добавило к сказанному умение дифференцировать свою интеллектуальную деятельность на элементы, которые должны быть выражены сначала алгоритмами, затем программами для компьютера и после этого на нем реализованы. Этот процесс предполагает определение того, что поручается машине, организацию ее работы и выделение для себя творческой, ассоциативной деятельности, свободной от репродуктивных и рутинных элементов. В учебной деятельности этот процесс создает ситуацию, определяющую внутреннюю целеустремленность студента. Его успешные действия направляются на нахождение определенных средств взаимодействия в материальном мире и обусловливаются возможностью ориентировочной деятельности. Необходимость последней вызывается ситуацией, в которой отсутствуют условия, автоматически обеспечивающие результат, что всегда имеет место при работе с компьютером.

Л. Осипенко.

 
« Пред.
Внимание!
Информация в статьях данного раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой МОУ ДОД ЦВР "Поиск" г.о. Самара. Мнение сотрудников и администрации центра "Поиск" может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела.
Методические разработки | Журнал | Карта сайта | Ссылки | Контакты
© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара