Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Журнал arrow Выпуск №16 (октябрь 2011) arrow Формирование нового стереотипа обучения
Формирование нового стереотипа обучения Печать
Автор Administrator   
29.11.2011 г.

Высшая школа стоит на распутье. Ситуация тяжелая: большинству студентов не нужны знания. Курсовые работы на заказ стали нормой студенческой жизни. Но независимо от того, хотят студенты получать знания или не хотят, ходить на занятия им придётся, а преподавателям придется их учить. Вопрос: как? Может быть, стоит полностью пересмотреть форму подачи учебного материала? Может быть стоит сделать изучаемый материал живым, интересным и доступным?

На первый взгляд эти вопросы вполне логичны, однако они таят в себе серьезную опасность. У студентов уже, к сожалению, сложился стереотип преподавания: преподаватель на лекциях должен их развлекать, для того, чтобы студенты чувствовали себя вполне комфортно и получали от учебы максимум удовольствия, наслаждаясь процессом обучения. Исходя из этой логики, хороший преподаватель тот, кто способен привнести в студенческую аудиторию состояние эйфории и благодушия. Такая точка зрения проникла к нам с Запада. На Западе, следует оговориться, есть и другой подход, а у нас, похоже, такое отношение к методике обучения стало доминирующим. Отсюда же и стремление пойти в обучении по легкому пути, например, заказать курсовую работу у специалиста, а не выполнить её самостоятельно.

На самом деле – всё иначе. Учеба – это тяжелый труд и так было всегда. Невозможно освоить новые знания и умения без серьезных усилий: физических, интеллектуальных, временных. Студент должен в учебном заведении трудиться, а не развлекаться. Потому что если отойти от этого принципа, то весь учебный процесс станет неэффективным и поверхностным. Именно это сейчас и происходит в большинстве ВУЗов. Чего только стоит набравшая в последние годы силу тенденция заказать дипломную работу? Результаты такого подхода к обучению практически катастрофические.

Такой поверхностный стереотип обучения привел к тому, что ВУЗы выпускают сверхслабые учебные пособия, математика и моделирование отошли на второй план, лекции становятся пустыми. Инструментальная культура утрачивается - это и владение сложными методами исследования, и математическим аппаратом, и современными программными средствами. Гуманитарная культура утрачивается также - это и умение грамотно излагать свои мысли и грамотно писать, это и знание русского языка вообщем, и культура пользования литературой. Что говорить о выпускниках ВУЗов, которые в своем преимущественном большинстве стремятся заказать дипломную работу, когда аспиранты, готовящиеся к защите кандидатской диссертации, не владеют русским языком даже в той степени, чтобы самостоятельно оформить свои научные идеи в грамотные тексты. Не говоря уже про студентов, для которых заказать курсовую работу стало просто одной из форм обучения.

Единичные попытки преподавателей по повышению требований к излагаемому материалу безрезультатны. Такой преподаватель вызывает только жесткую ответную реакцию и озлобленность тем, что напрягает студентов высокими требования и грузит их сложной информацией.

Вывод: всему виной институциональный конфликт между ненужностью знаний и платной формой обучения. За высокую цену студенты вправе требовать комфортных условий обучения. А поскольку рынок труда особого спроса на углубленные знания не предъявляет, то и требования комфорта перерождаются в требования студентом минимальных усилий при обучении. Удобно было бы для пущего комфорта выполнять курсовые работы на заказ у своего же научного руководителя. Это ирония, но проблема в том, что в результате мы получаем уродливую форму высшего образования с низкими требованиями к качеству образования со стороны потребителя образования – студента.

К сожалению, такая форма образования может просуществовать сколь угодно долго. ВУЗы вроде бы осуществляют учебный процесс, вроде бы и дипломы выдают, а реальных знаний студенты не получают. Но эти знания и самим студентам не нужны, поэтому такие ВУЗы всех устраивают.

 
След. »
Внимание!
Информация в статьях данного раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой МОУ ДОД ЦВР "Поиск" г.о. Самара. Мнение сотрудников и администрации центра "Поиск" может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела.
Методические разработки | Журнал | Карта сайта | Ссылки | Контакты

Информация от Google


© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара