Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Журнал arrow Выпуск №15 (сентябрь 2011) arrow Школьная форма - хорошо это или плохо?
Школьная форма - хорошо это или плохо? Печать
Автор Administrator   
18.09.2011 г.

В школы России снова приходит единая ученическая форма. Хорошо это или плохо? Форма – что это, средство для поддержания дисциплины или насилие над свободой личности?

Давайте рассмотрим различные аспекты этого явления и исторические корни, и каждый уже самостоятельно сделает соответствующие выводы.

Если говорить об исторической справке, касательно школьной формы в России, можно начать с 1834 года, когда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. Позднее в 1918 г. гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и исключена вместе с многими другими наработками в сфере образования. Но, уже в 1949 году было принято решение возвратиться к прежнему образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии. Теперь уже "свободная форма одежды" стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами народа".

В 1973 году была введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.

В 1988 г. некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы, а уже в 1992 году школьной формы в РФ была отменена.

Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" говорит, что школа имеет право сама на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.

Вопрос о том, стоит ли вводить форму или нет, все чаще порождает бурные дискуссии. Во многих странах учащиеся элитных общеобразовательных школ носят единую форму. В России в большинстве случаев школьников только слегка ограничивают в выборе одежды. Иногда педагоги собственными силами вводят некое подобие школьной формы: настаивают на деловом стиле в одежде и классическом сочетании "белый верх, темный низ". Хотя школьную форму на государственном уровне отменили еще в 1992 г., более половины россиян, имеющих детей школьного возраста, хотят, чтобы по всей стране школьники одевались единообразно.

Многие полагают, что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и частью коллектива. Многие объясняют необходимость школьной формы тем, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают, что форма помогает настроиться на работу и дети будут больше внимания уделять учебе. Многие просто не приемлют на занятиях новые тенденции «одежда и обувь осень зима 2011», а предпочитают менять форму не менее раза в 2-3 года.

Так же есть немало людей, которые выступают против возвращения к устаревшим традициям. По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Впрочем, были среди них и те, кто просто побоялся, что на форму для ребенка придется прилично потратиться, а так, мол, "оденет что есть".

Самыми ярыми приверженцами введения школьной формы оказались руководители общеобразовательных учреждений и учителя. Для большинства же учеников очень важным является свобода выбора, проявление "своей индивидуальности". Поэтому наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора школьной формы с разнообразием цветовых гамм и фасонов.

В заключении можно добавить, что решение о введении в школе, где учится ваш ребенок, ученической формы напрямую зависит от родителей. Участвуйте в делах школы и класса, отстаивайте свои взгляды, аргументируйте их, изучайте проблемы и тогда много решиться.

 
« Пред.   След. »
Внимание!
Информация в статьях данного раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой МОУ ДОД ЦВР "Поиск" г.о. Самара. Мнение сотрудников и администрации центра "Поиск" может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела.
Методические разработки | Журнал | Карта сайта | Ссылки | Контакты

Информация от Google


© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара