Сведения об образовательной организации

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Сказки и терапия Печать
Автор Лана Сказка   
18.03.2011 г.

Статья об одном из популярных в последнее время методе психологии и психотерапии – сказкотерапии.
Сказкотерапия – это один из методов психотерапии основанный на сказках. Как методика психотерапии известна человечеству достаточно давно, а как течение современной психотерапии появился совсем недавно.

Если попытаться найти определение сказкотерапии, то появятся некоторые трудности. Это будет связано с тем, что в разных контекстах, этот термин применяется по-разному. Сказкотерапию эксплуатируют и в воспитании, и в образовании, и в тренингах, и как инструмент психотерапии.
Попытаемся их дифференцировать:
1. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ привития ребенку культуры, передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах.

2. Сказкотерапия как инструмент развития фантазии, творчества и других личностных компетенций. Так же усваиваются механизмы принятия решений.

3.  Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек строит свой жизненный сценарий. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (к примеру, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой нацелена на психологическую и психотерапевтеческую помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, фантазируя, разыгрывая, продолжая), находит решения своих насущных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Психотерапия с применением сказки

Сказкотерапевт в своей деятельности затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент выявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут влиять на сюжет, с другой стороны сказка зацепляет за ранние детские переживания и в сюжете можно наблюдать генезис личности клиента, в-третьих, клиент заполняет сказку своим значимым смыслом. В содержании сказки можно увидеть, чем сейчас живет клиент, какие у него ведущие переживания. И после этого сказкотерапевт может принять решение, какому слою уделять на сессии особое внимание, в зависимости от того, что сейчас принесет клиенту наибольшую пользу.

Сказкотерапевт может различным образом предлагать клиенту, как работать со сказкой. Самые популярные способы это:

• обсуждение уже существующей сказки;
• самостоятельное написание сказки, так называемая клиентская сказка;
• инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр;
• арттерапевтическая работа по мотивам сказки и прочие.
Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

1 Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок, слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж, терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.

2 Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.

3 Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.

В общем, сказкотерапия имеет широкий арсенал возможностей для личностного роста и ко всему прочему сказки - это еще и просто-напросто увлекательно и интересно.

 
« Пред.   След. »
Внимание!
Информация в статьях данного раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой МОУ ДОД ЦВР "Поиск" г.о. Самара. Мнение сотрудников и администрации центра "Поиск" может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела.
Методические разработки | Журнал | Карта сайта | Ссылки | Контакты

Информация от Google


© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара