Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Статьи arrow Методические разработки arrow Формирование социокультурного пространства
Формирование социокультурного пространства Печать
Автор Гавриш Наталья Анатольевна   
26.06.2017 г.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИХСЯ ЭТНООБЪЕДИНЕНИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РАМКАХ МОДЕЛИ «САМАРСКАЯ ГОРНИЦА».     В Самарской  области,  накоплен  и  успешно  применяется  позитивный  опыт  реализации  государственной  национальной  политики,  регулирования  межэтнических  и  межконфессиональных отношений.
 
    Важнейшим  направлением  работы  в  реализации  этой  политики  является сохранение и  развитие культурных традиций  каждого этноса,  создание  соответствующей  системы  этнического  образования,  которая  должна стать  своеобразными  воротами  в  мир  межкультурного  диалога.  
Основными ориентациями в воспитании провозглашаются развитие личности, гуманность и демократия, духовность и творчество; создание условий для воспитания этих качеств у растущего человека видится как глобальная задача общества, семьи, школы, самой личности.
    Для того чтобы сделать процесс воспитания  культуры  межнационального  общения у детей  и  подростков по – настоящему результативным, в 1998 году в Центре внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара была разработана и принята к реализации программа «Самарская горница» - организационная система, транслирующая и развивающая культурные и этические нормы.

    Именно эта модель  диалога  культур  стала связующим звеном, объединившим  членов педагогической команды Центра «Поиск»  и  руководителей  НВШ  и этнообъединений,  в стремлении  внести свой вклад в систему связей, сложившихся между народами.  

    Используя в своей работе элементы разных педагогических технологий,  применяя оригинальные методические приемы, педагогический  коллектив  программы «СГ»  опирается на основные принципы  социально-ориентированного образования,  такие как:
- культуросообразность;
- восприятие достоинств культуры народа через историю и культуру семьи;
- эффективность социального взаимодействия;
- концентрация воспитания на развитии социальной и культурной
компетентности личности.
Все эти принципы положены в основу формирования особой культурной среды, призванной создавать условия для развития и саморазвития личности обучающегося.

 Культурная среда  – система,  существующая в рамках  деятельности программы «Самарская горница», которая направлена на выполнение следующих задач:
•    формировать у детей и подростков Средневолжского региона интерес к познанию культурно-исторического наследия своего народа и народов, проживающих в Самарском крае;
•    создавать условия для развития позитивных качеств личности: доброты, взаимоуважения, оптимизма, жизненной активности, умения вести диалог с представителями различных национальных групп.
•    формировать внутреннюю позицию детей и подростков, нацеленного на принятие основ гражданской российской идентичности, на гордость за свою многонациональную Родину;

    Давними и постоянными участниками программы  «Самарская горница» являются коллективы национальных воскресных школ, детские объединения этнической направленности, национальные культурные центры. Это те центры, где ребята могут наиболее полно познать и понять национальную культуру, почувствовать себя не просто мальчиком или девочкой,  но и частичкой самобытного народа.

Поле деятельности «Самарской горницы» - это открытое пространство, активно взаимодействующее  с  социокультурной  средой,  с каждым  годом  число участников и партнеров нашей программы растет.
 Если раньше мы замыкались на НВШ, то теперь мы привлекаем все больше партнеров. Это такие организации, как:
 ГКУ «Дом дружбы народов»,   ООО  «Офицеры России»,  ГБУОУ ДОД ЦРТДЮ  «Центр социализации молодежи»  
    Цель  программы «Самарская горница»: формирование  мультикультурного  сознания  личности  с опорой на средства национальной  культуры через позитивное межнациональное взаимодействие , может быть достигнута  с наилучшими результатами  при деятельностном подходе, в процессе которого  юный человек,  выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он  учится строить самого себя
     Деятельностный подход – творческих коллективные  дела  и  совместные проекты.В реализации этих дел участвуют 3 категории :  общеобразовательные учреждения. НВШ и учреждения  дополнительного образования

Это:
•    городская и региональная полиэтнические  конференции  для учащихся, педагогов и руководителей   национальных  воскресных школ и других образовательных учреждений региона  «Общечеловеческие ценности в поликультурном пространстве»
•    новогодние праздники  «Разноцветные фейерверки»;
•    конкурсы рисунков, фотоконкурсы, выставки;
•    конкурсы народного танца «Традиция»;
•    народной песни «Истоки».
Каждый год в рамках программы  появляются новые формы работы. Уже в этом году состоялась первая городская дискуссионная  встреча учащихся национальных школ города Самары  «Единомыслие создает дружбу», организованная  в рамках действующего проекта межкультурной коммуникации детей и подростков «Путь навстречу» и Городской конкурс авторской Анимации.
    В  2011  году  в  рамках  программы  «Самарская  горница»  появился  на  свет  вестник  программы  - газета  «Шире  круг».  Материалами  вестника  в  разное  время  становились  статьи,  рассказывающие  о  работе  национальных  воскресных  школ, актуальные  репортажи  о  проведении  национальных  праздников,  а  также   дайджесты  программных  мероприятий

Важнейшим,  и, пожалуй,  самым ярким компонентом программы «Самарская горница» является ежегодная летняя творческая межнациональная смена «Шире круг».   «Тюркский калейдоскоп», «Славянская мозаика», «Многоликое лицо Победы», «Сказание о европейских и финно-угорских народах», «Культура народов Кавказа и Востока в Заволжье» - вот далеко не полный перечень тем профильных смен программы.
Программа «Шире круг» объединяет учащихся из различных Образовательных учреждений, создавая условия для дальнейшего развития своих дарований в условиях летней смены.
Организация социально – действующего досуга направлена на развитие интеллектуальных и коммуникативных качеств каждого участника смены. Традиционная национальная культура является стержнем, объединяющим  молодых людей, готовых к социальному действию.

В летнем лагере созданы условия для социального творческого взаимодействия через использование современных форм и методов работы, через организацию коллективно-творческих дел, участвуя в которых, учащиеся самоутверждаются и адаптируются к постоянно меняющимся социальным условиям жизни, идентифицируя себя частью большой многонациональной страны.
    
За короткий срок проведения смены ее участники – представители детских национальных коллективов Самарского  региона  успевают не только узнать многое о культуре народов Поволжья, но и подружиться, учатся действовать сообща, приобретают  опыт позитивного межнационального взаимодействия.
     
    Опираясь на традиционную национальную  культуру, к кладовым народного искусства и культуры руководители вместе с детьми, используя среди прочих педагогических методов и приемов – метод примера, в совместной творческой деятельности открывают варианты другого смысла, происходит преображение и  развитие личности юного человека
Мы стремимся к качественному результату, стремимся к созданию атмосферы наполненной гуманистическими представлениями, ценностными ориентирами, чтобы  каждый  участник системы культурного диалога нашел возможности для реализации своих интересов и способностей.
    Впереди  у  «Самарской  горницы» - много  интересных  дел  и  творческих  планов,  которые  помогут  нам  всем  сделать  процесс  воспитания  достойных  граждан  своей  страны  эффективным  и  результативным.

Педагог дополнительного образования Гавриш Н.А.
 
« Пред.   След. »
Внимание!
Информация в статьях данного раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой МОУ ДОД ЦВР "Поиск" г.о. Самара. Мнение сотрудников и администрации центра "Поиск" может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела.
Методические разработки | Журнал | Карта сайта | Ссылки | Контакты
© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара