Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Методические разработки arrow Использование СОТ в условиях работы подросткового клуба
Использование СОТ в условиях работы подросткового клуба Печать
Автор ЦВР Поиск   
28.12.2016 г.

Принятые в 2010 году новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, а в 2014 году Концепция развития дополнительного образования и Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» поставили перед педагогами новые задачи, направленные на обеспечение формирования российской гражданской идентичности, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. На курсах повышения квалификации СИПКРО и ЦРО, творческих мастерских, семинарах, мной пополняются знания в области методики работы с обучающимися в дополнительном образовании, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий и электронных ресурсов.

Педагогика поддержки
В основе педагогики поддержки лежат идеи самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе. Что предполагает отношение к обучающимся, как к субъектам воспитания, сотрудничество с ними, понимание и терпимость во взаимодействии с учащимися. Воспитание – это привнесение в сознание подрастающего поколения идеи возможности существования и развития общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совместный опыт построения такой общности.

Клуб как учреждение дополнительного образования наиболее подходит для построения такой общности, потому что она создается на основе добровольности всех участников. Дети и подростки, прожившие часть своей реальной клубной жизни как участники построения общности, существующей по гуманным законам, получают заряд социального оптимизма, приобретают опыт реального оптимистического осуществления.

Каждый новичок клуба  встречается с отношениями предупредительной вежливости старших к себе. Взаимоотношения обучающихся всегда находятся в центре внимания взрослых. Максимально используются все возможности гуманизации отношений: поощрение, оглашение достоинств, проявление заботы, внимания, признание первых успехов – всем этим задается и поддерживается высота отношений.

В клубных объявлениях отсутствуют слова в повелительном наклонении. Например: «У нас не принято входить во время песни, извините».

К проявлениям учащегося негативного относятся не как к его вине, а как к его беде, его проблеме. Ситуация  бескультурья корректируется немедленно. А когда обучающийся обнаруживает социально-значимые инициативы или поддерживает существующие в клубе, то он получает положительные подкрепления. Например, принято, что мальчики помогают девочкам снять и надеть пальто. «Как приятно почувствовать себя принцессой!», благодарят девочки.

Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.

Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности.

Ведущим принципом технологии является принятие обучающегося таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть педагог.

Цель педагогики поддержки: помочь учащемуся, поддержать его в решении проблем, возникающих в реальной жизни, и тем самым открыть способ быть субъектом в любой ситуации, в любой роли.

Педагогика сотрудничества. Коллективная творческая деятельность
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и учащихся, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Девиз методики: «Все творчески, иначе – зачем?»
Схема организации КТД
1.    Предварительная работа
2.    Коллективное планирование
3.    Коллективная подготовка дела
4.    Проведение КТД
5.    Совместная рефлексия

Только совместная  деятельность обучающихся и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач позволяет решить проблему саморазвития и самовоспитания. Проведение социально-значимых клубных дел помогает решить эту задачу.

Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни успешнее осуществляется, если в коллективе сложилась дружеская атмосфера, предполагающая защищенность каждой личности. Организацию такого поиска возможно реализовать через коллективную рефлексию по окончании деятельности. Одна из форм  этого – разговор в кругу (при свече – в клубе, у костра – в походе).

С использованием технологии коллективных творческих дел в клубе проведены игровая программа «Зимним вечерком», конкурсно-игровая программа «Всё для вас, девушки!», вечер «Бывают крылья у художников», игра «Один день в армии».

Метод проектов
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации:
•    формировать свою Я - концепцию и мировоззрение;
•    устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
•    социально значимая, имеющая социальный эффект;
•    результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для учащегося практическое значение и принципиально качественно нового в его личном опыте;
•    задуманная, продуманная и осуществлённая обучающимся;
•    в ходе которой учащийся вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
•    через которую формируются социальные навыки обучающегося.

В подростковых клубах важную роль играют социальные проекты, поскольку эти проекты позволяют улучшать окружающую жизнь и воспитывают социально активного гражданина. В процессе активного участия в таких социально значимых проектах, как «Диалог поколений» с ветеранами, «Аллея героев» к 70-летию Великой Победы, открытый фестиваль авторской песни «Прислушайтесь», детско-юношеский лагерь «Три квартала» на Грушинском фестивале и коммуникативных связей с социумом, посредством достижения успеха в реализации проектов, обучающиеся получают знания, умения, навыки, ценностные ориентации, опыт творческой деятельности — они успешно осваивают социокультурный опыт. Активно и успешно участвуя в педагогических проектах обучающиеся решаются на свои проекты: концерты для ветеранов, праздники во дворе Лукачёва, 42.

Информационно-коммуникативные технологии
В работу подросткового клуба активно вошли современные цифровые технологии. Цель технологий: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», умений принимать оптимальные решения.

Настоящее время для наших детей и подростков является временем открытия новых возможностей, современная молодежь включилась в прогрессивный процесс информатизации, который включает в себя доступность источников информации любому человеку. Проникновение информационных технологий в разные сферы жизни неоспоримо и неостановимо, и одним из этих явлений является информатизация образования. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Это как раз требуется в современном образовании: важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования.

Использование компьютера в подростковом клубе становится наиболее естественным благодаря неподдельному интересу к нему детей и подростков. Компьютер значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционально активного введения учащегося в мир разнообразного творчества. Использование компьютерных технологий позволяет более эффективно работать на занятиях, мультимедийные презентации, выполненные при помощи Microsoft Power Point, помогают объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объёма бумажных наглядных пособий, аудио и видео аппаратуры. Тем более, что поисковые системы сети Интернет предоставляют возможность найти практически любой нужный материал по вопросам обучения и любые фотографии, иллюстрации, аудио и видеозаписи для занятий. Презентации широко используются:

•    во время знакомства с творчеством авторов песен, поэтов, родоначальников жанра авторской песни и современных молодых авторов-исполнителей;
•    при ознакомлении с историей движения авторской песни;
•    при рассказе о конкурсах и фестивалях и т. д.

Но подростковый клуб не только место для занятий по интересам, это ещё и место активного, социально-позитивного досуга. Ведь досуг детей и подростков – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит насыщенность всей его дальнейшей жизни. Компьютер является средством создания позитивного эмоционального фона. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Например, когда Совет клуба проводит клубное мероприятие, такие программы, как Paint, Microsoft Word, Adobe Illustrator применяются для того, чтобы сверстать объявление о событии. Объявления о наборе в клуб, клубные визитки, открытки с поздравлениями пап и мам, ветеранов с праздниками, друг друга с днём рождения – широкое поле деятельности для компьютерных дизайнеров. Так проявляется ещё одно из преимуществ использования информационно-компьютерных технологий: резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения и воспитания  позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

В клубе нет преподавателя декоративно-прикладного искусства. В некоторой части его с успехом заменяет компьютер. В сети Интернет находятся сайты с инструкциями, как делать оригами. Следуя им, учащиеся украсили клубный зал бумажными журавликами. Так же найдя на сайтах множество схем по вырезанию снежинок и других декоративных элементов, выбрав понравившиеся, изготовили украшения на Новый Год. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога-организатора, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности обучающихся, их творческий поиск. Отношения строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Самое популярное увлечение на сегодняшний день – социальные сети. Все школьники, чуть ли не с начальной школы имеют странички в социальной сети ВКонтакте. Социальные сети имеют широкие возможности в поиске информации, обмене знаниями и налаживанием контактов. Современному учащемуся и компьютер уже не всегда нужен для этого, поскольку подавляющее большинство пользуется приложениями ВКонтакте для смартфонов.

Пока учёные разбираются, как использовать социальные сети в образовательных целях, можно их использовать в целях организации клубной жизни. Наш клуб имеет несколько групп в ВК. Одна, широко открытая, для привлечения заинтересованных в гитаре, песнях, и просто в месте общения и игры в настольные игры, школьников. Её контент составляют общеизвестные факты из жанра авторской песни, аудио, видеозаписи, фото из внешней жизни клуба. Вторая группа закрытая, в ней общаются обучающиеся, родители и выпускники клуба. Её контент состоит из событий внутренней жизни. Очень удобна функция «беседа». В «беседах» можно ранжировать собеседников, например, какие-то вопросы обсуждаются только с родителями или с определённой группой обучающихся, например, группой первого или второго года обучения или группой переменного состава. В своей «беседе» общается Совет клуба или Совет дела решает организационные вопросы. Общаясь в беседах и группах, учащиеся больше вовлекаются в социально-активную жизнь клуба, более полно ощущают принадлежность к клубному сообществу.

Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь обучающихся, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени. Главное достоинство – открытость для коммуникации и возможность самоорганизации. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества.

Скачать статью (doc)

 
« Пред.   След. »
© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара