Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Статьи arrow Методические разработки arrow Формирование первоначальных основ грамотности как предпосылки к успешному овладению русским языком
Формирование первоначальных основ грамотности как предпосылки к успешному овладению русским языком Печать
Автор ЦВР Поиск   
09.12.2016 г.

Формирование первоначальных основ грамотности как предпосылки к успешному овладению русским языком.
Иванова Ольга Геннадиевна ( Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script )
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Поиск» г. о. Самара
(МБУ ДО ЦВР «Поиск» г. о. Самара)

Аннотация
Работая с детьми дошкольного возраста, очень важно воспитание российской гражданской идентичности. Мощным средством формирования этой базовой компетенции, является осознанное овладение русским языком. Русский язык  - это целый мир, полный прелести и волшебства, живая душа народа. Он должен у каждого вызывать горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Конечно, дошкольники в силу своего мышления и развития овладевают только начальной стадией погружения в глубинный смысл русского языка. Воспитание любви и интереса к изучению русского языка как государственного способствует формированию у дошкольников патриотических чувств к стране, к России, в которой они живут.

Текст тезисов доклада
В образовательной общеразвивающей комплексной программе «Дошкольник» нет отдельно взятого предмета, на котором происходит конкретное изучение русского языка. Но во многих подпрограммах по таким предметам, как «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Чтение художественной литературы», идёт процесс первоначального познания русским языком через игровую деятельность. Этот процесс я условно разделила на два этапа, каждый из которых рассчитан на свой возраст детей, имеет свои цели, задачи и средства обучения.
Первый этап – начальный для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5,5 лет)
Цель: создание у дошкольников мотивации к изучению русского языка, привлечение внимания к звучащему слову, формирование устойчивого интереса к языку.
Средства обучения: песенки, потешки, прибаутки, попевки, пословицы, поговорки, сказки, стихи.
Задача педагога на первом этапе – погрузить дошкольников в красоту русского языка. Последовательность прохождения первого этапа   условно делится на ряд шагов. Первый шаг – слушание, проговаривание, повторение песенок, потешек, прибауток, пословиц и поговорок. Особенно ценны пословицы и поговорки о Родине, о родном крае, о семье. Например, пословица «За морем теплее, а у нас – светлее».
Задача педагога заключается не только в том, чтобы прочитать пословицу, но и извлечь из неё народную мудрость и суметь её ненавязчиво донести до детей. А маленькие слушатели пытаются вместе с педагогом понять её, осознать прослушанное, вникнуть, пусть чуть-чуть, в глубочайший смысл этой поговорки. Примерная беседа по пословице «За морем теплее, а у нас – светлее».
- Дети, кто был на море?
- А какая стояла погода?
- А вам понравилось на море?
- Почему?
- А вы скучали по дому?
- Какое тогда у вас было настроение?
- А хотели бы вы остаться всегда жить на море?
- Почему?
- А чего никогда не бывает в тёплых странах? (снега, зимы)
- А что значит «у нас светлее»? (разбираемся вместе)
(Свет – от белого снега зимой, от белоствольных берёзок, от улыбок мамы и друзей, от родного дома)
- А когда вы приезжали домой, какое у вас возникало настроение? (весёлое, радостное, хорошее)
- Почему? (а потому что дома лучше: всё родное - знакомое)
Дети совместно с педагогом делают вывод: за морем, действительно, всегда стоит тёплая и солнечная погода, но там нет твоего родного дома, твоих близких и друзей, с которыми тебе так хорошо, светло и по-настоящему тепло.
- Где же по-настоящему лучше? (в родном крае, дома, рядом с родными)
Таким образом, первый шаг является базой, на основе которой зарождается любовь к родному языку, формируется глубина познания слова, закладывается прочность знания и осмысление услышанного. Второй шаг – погружение в образный язык на основе русского народного фольклора.  
Важным источником познания русского языка, постижения его глубочайшего смысла являются сказки русского народа. Задача педагога при работе со сказками – извлечь из неё вместе с детьми народную мудрость, понять её и осмыслить; привлечь внимание детей к словам – определениям, к словам движения, к словам, которые несут в себе эмоциональную окраску, к образным выражениям. Этот шаг работы предполагает введение в словарь ребёнка синонимов, антонимов, эпитетов. Работа над сказкой многоплановая.
Примерная работа по сказке «Гуси – лебеди»
Выясняется, какой эмоциональный отклик вызвала у детей сказка:
- Понравилась ли вам сказка?
- Когда вам особенно было страшно?
- За кого вы особенно переживали?
- Почему?
Следующий этап работы над сказкой сводится к пониманию содержания сказки, её главных героев, их поступков, к выяснению их основных черт характера, установлению причинно – следственных связей. Здесь важно при разговоре о герое идти от поступка к его характеру, а не наоборот. Попутно идёт большая речевая работа по уяснению важных оттенков лексического своеобразия сказок.
- Кто главные герои сказки?
- Что наказала мать доченьке?
- Выполнила ли девочка наказ матери?
- Почему?
- Что можно сказать о девочке? Какая она? (забывчивая, безответственная, беззаботная)
- Что значит «кликала»? Как сказать по-другому?
- Что значит «слезами заливалась»? (сильно плакала)
- Как вы понимаете «причитывала»? (говорила вслух, просила о помощи)
- Кто помогал девочке в беде?
- Сразу ли печь, яблоня, молочная речка помогли девочке? Почему?
- Кто первым помог девочке? Почему?
- Что значит «ни жива, ни мертва»? Как сказать по-другому? (Сильно испугаться)
- Изменилась ли девочка в конце сказки? Какая она стала? (внимательная, неравнодушная, участливая, заботливая, добрая, ласковая, вежливая)
Все слова – синонимы проговариваются детьми.
Постепенно дети постигают народную мудрость, поучительный смысл сказки.
- О чём же эта сказка?     
- Чему она учит?
- Кто всего дороже для человека?
Дети совместно с педагогом делают вывод: в сказке как и в жизни нет непоправимых несчастий, всегда есть выход из положения, только нужно действовать. Для человека дороги его семья, любовь к родным и близким, ответственность за его судьбу; нужно помогать людям, и тогда добро обернётся добром.
В сказках настойчиво передаётся мысль о привязанности человека к родному краю. Родина – тот милый предел, к которому всеми помыслами стремится герой. И какую бы удачу и счастье ни сулила жизнь в далёких краях, герои сказок не мыслят своего существования без Родины.
В конечном итоге через сказку дети формируют своё поведение в жизни, у них уходит страх сделать ошибку, а значит, всё в жизни поправимо.
Во время анализа сказки обогащается словарный запас детей: дошкольники стремятся подобрать слова, характеризующие действия героев, их поступки, черты характера, стараются повторить образные слова и выражения.
Третий шаг – погружение в поэтический мир слова.
Для того чтобы помочь детям почувствовать красоту слова, привлечь внимание к его звучанию, к его ритму и рифме, используются стихи. На этом этапе задача педагога заключается в том, чтобы не только понять смысл слова, но и попытаться проникнуть в его звуковое устройство, выяснить, что заставляет слово так звучать и почему именно такой набор звуков «делает» это слово таким особенным и неповторимым. Придерживаясь основной концепции работы – воспитание российской гражданской идентичности – подбираются стихи о Родине, о родном крае.
Например, работа над стихотворением П.Воронько «Лучше нет родного края»:
- Вам жалко журавля?
-Почему?
- Как об этом говорит автор? (Облетал, обходил;
Крылья, ноги натрудил.)
- А «сто земель» это много или мало? (значит, журавель везде побывал, многое видел, много знает)
- А что спросили журавля?
- Что он ответил?
- Как вы считаете, почему?
Дети делают вывод: лучшим местом для человека является его Родина, родимый край, где его всегда ждут и любят, где так всё дорого и знакомо. Дети еще раз слушают стихотворение и повторяют его с педагогом.
- Какие звуки мы слышим чаще других? ([ж], [р])
- Почему? (педагог направляет внимание детей на образность данных звуков: «Мы как будто слышим урчание самого журавля»)
Обращается внимание на артикуляцию трудных звуков, отрабатывается звукопроизношение, привлекается внимание детей к красоте звучащего слова, тем самым происходит работа по воспитанию звуковой культуры речи.
Благодаря целенаправленной, систематической и содержательной работе на первой ступени у дошкольника формируется устойчивый интерес к русскому языку, развивается фонематический слух и фонематическое восприятие слова. Дети стремятся найти более точное, выразительное, эмоциональное слово и произнести его правильно, чётко, осмысленно.
Второй этап – основной  для детей старшего дошкольного возраста (от 5.5 до 7 лет)
Цель: знакомство со звуковым устройством русского языка; внимание к звучащему слову; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к успешному обучению грамоте.
Звучащее слово выступает как предмет, объект его осознанного изучения.
Задача педагога – более глубинно, осознанно погрузить дошкольников в русский язык.
В языке всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки вроде бы ничего не обозначают: [о] [д] [м]. Но звуки, складываясь в определённом порядке, становятся словами, приобретают значение, смысл: [д] [о] [м]. Каждый звук в слове выполняет свою смыслоразличительную функцию. Чтобы это дети осознали, провожу звуковые игры. Например со звуком [о].
-Какое впечатление производит на вас звук [о]? (что-то большое, светлое, круглое, толстое, щедрое)
- Придумайте слова со звуком [о]: солнце, родина, дом, город, окна…
Слова проговариваются детьми, интонационно выделяя заданный звук [о]. Предлагается придумать маленький рассказ о родине, используя эти опорные слова. Рассказ, придуманный детьми ЦВР «Поиск».
«Мой родной город – Самара. Я живу в высоком доме с большими окнами. В голубом небе светит ласковое солнце. Около моего дома растёт толстый тополь. Этот милый уголок я называю своей любимой родиной. (Идет беседа педагога с детьми по сочиненному рассказу).

Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников – М.: Изд. Академия, 1997
2. Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. Для воспитателей детского сада/Под ред. О. С. Ушаковой. М., 1999
3. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. М., 2008
4. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/Под ред. О. С. Ушаковой. М., 2010
5. Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., дополн./ Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015

 
« Пред.   След. »
Внимание!
Информация в статьях данного раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой МОУ ДОД ЦВР "Поиск" г.о. Самара. Мнение сотрудников и администрации центра "Поиск" может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела.
Методические разработки | Журнал | Карта сайта | Ссылки | Контакты
© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара