Сведения об образовательной организации

 

При использовании материалов обязательна ссылка на сайт www.cvr-poisk.ru © 2009-2017 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

Главная arrow Методические разработки arrow Формирование самодисциплины
Формирование самодисциплины Печать
Автор Давыдов Алексей   
09.03.2015 г.

«Формирование самодисциплины на занятиях по рукопашному бою в системе дополнительного образования»

Выполнил: Давыдов Алексей Станиславович
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦВР «Поиск» г.о. Самара

Формирование самодисциплины на занятиях по рукопашному бою в системе дополнительного образования.

I. Вводная часть

1. Актуальность

     Современная ситуация в России и Самаре характеризуется наличием ряда социальных проблем в решении которых значительная роль может принадлежать подростковым клубам по месту жительства. Что это за проблемы? Если коротко: здоровье, общение, организация досуга детей, подростков и молодёжи. А также взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и взаимопонимания поколений.
Одной из основных проблем является снижение уровня здоровья подрастающего поколения.
В связи с вышесказанным, приоритетным является массовое приобщение детей и подростков к физической культуре и спорту, формирование потребности здорового образа жизни. В этом направлении нужна долгосрочная и целенаправленная работа. Приобретение воспитанниками знаний и опыта занятий в области физической культуры и спорта, современных здоровье сберегающих технологий.
Следует выделить как особую задачу – формирование мировоззрения. Ведь когда на протяжении долгого времени, занимаясь в секции рукопашного боя (например), мальчик постепенно превращается в мужчину – изменяется и формируется не только его тело, но и мировосприятие.
Необходимо создавать условия для формирования активной жизненной позиции у воспитанников подростковых клубов, способности принимать самостоятельные осознанные и обдуманные решения и решать свои актуальные задачи самостоятельно, ставить и достигать цели. Понимания и принятия ими правовых и нравственных норм.
    Значимую роль в социальном мире играет понятие и чувство долга, связанного с определённой социальной ролью, (семейного, профессионального, гражданского, общечеловеческого). А точнее – выбор между материальной выгодой и/или удовольствием, с одной стороны, и чувством долга, с другой. Эта проблема для нашего общества очень актуальна – размеры коррупции угрожают безопасности государства.
    Ещё одна мировоззренческая проблема, о которой необходимо сказать – это гедонистические установки (ожидание получения быстрого и лёгкого удовольствия) и связанные с ними: наркомания, игровая зависимость, и др. вредные привычки, гиподинамия, уход в болезнь (мотив избегания неудач). 
    Удовольствие – это побочный продукт деятельности, в нашем случае связанной с боевыми искусствами.
Необходимо целенаправленно формировать мировосприятие у детей, подростков, юношей и девушек. В противном случае велика вероятность вовлечения молодого человека в секту или наркотическую зависимость. В настоящее время остро стоит проблема контроля сознанием как со стороны разного рода умельцев одиночек (мошенников, например) так и мощных тоталитарных организаций. И лучшая защита от этого зла – мировоззренческий иммунитет.
Решение этих задач потребует введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определённой цели, и его самооценку.
    Должна претерпеть изменения и роль учителя: он должен исполнять роль организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
    Одной из основных функций педагогов, работающих в подростковых клубах, является именно воспитание детей и подростков, посещающих клуб (воспитанников).
    Личностные качества педагога, в контексте вышесказанного, имеют очень большое значение. Но не меньшее значение имеет и его социальный статус, и статус подросткового клуба, как социального института. А поскольку живем мы в материальном мире, то престиж во многом определяется материальной базой, финансированием и размером зарплаты.

Что важней? Дать набор узконаправленных знаний или заложить жизнеопределяющую программу (мировоззрение отдельного человека, а может быть и целого поколения). Второе представляется более важным, хотя и первое тоже необходимо.
Компетентностно ориентированный подход в современной системе образования частично решает эту проблему. Однако остаётся важный вопрос: зачем, для какой цели нужен набор ключевых компетентностей? Эту цель и нужно помочь сформировать молодому человеку.
Одним из наиболее любимых направлений спорта среди детей подростков и молодёжи являются различные единоборства. Рукопашный бой – продукт отечественных силовых структур, основанный на базе синтеза наиболее эффективных приёмов из многих единоборств: французский и английский бокс, дзю-дзютсу, дзю до, карате до, ушу  и др. По этому рукопашный бой является интересным видом спорта и наиболее практичен и эффективен для самозащиты.
Спортивные единоборства, в том числе и наше направление рукопашного боя, вышли из боевых искусств. В отличие от боевых, где целю может быть выполнение приказа, за счет жизни и здоровья противника и сохранность своей жизни так важна, как выполнение боевой задачи. В спортивных единоборствах, где побеждает тот, кто набрал больше балов по правилам РБ, например, сохранность жизни и здоровья спортсменов важная задача.
Человек, занимающийся единоборствами, особенно ещё не сформировавшийся морально и психически ребёнок или подросток, строит себя в соответствии с требованиями конкретной секции – жесткими принципами морали и нравственности. Рукопашный бой подходит для всех, кто хочет им заниматься (исключения – только серьёзные проблемы со здоровьем). Поможет им увидеть, что и для них есть вполне достойное место в  жизни. Стабильная потребность в занятиях физкультурой и спортом,  формируемая в детские годы, является залогом здорового образа жизни и важным воспитательным фактором. Занятия боевыми искусствами дают не только крепкое здоровье, но и уверенность в себе,  учат выдержанности и справедливости, создают предпосылки для успешного самовоспитания и социальной адаптации, это свой стиль, особый образ жизни, с детства приучающий человека к дисциплине, прежде всего внутри самого себя.

Скачать работу целиком.

 
« Пред.   След. »
© 2009- МБУ ДО ЦВР Поиск г.о. Самара